Из материалов шестой конференции ГИС-Ассоциации "Проблемы ввода и обновления пространственной информации" (Москва, 27 февраля - 2 марта 2001 г.).
А.П. Пигин, НПО "Кредо-Диалог", г. Минск
Сегодня никого не надо убеждать в том, что современные информационные технологии способствуют повышению производительности и качества изыскательских и проектных работ, а, следовательно, и экономической эффективности деятельности изыскательских предприятий и предприятий строительного комплекса.
Однако уровень автоматизации в отраслях промышленного, гражданского и транспортного строительства пока нельзя назвать удовлетворительным.
Одной из главных причин, препятствующих внедрению современных технологий в производство, большинство руководителей называет недостаток финансовых ресурсов. Действительно, в условиях экономического спада в странах бывшего СССР резко сократились объемы проектно-изыскательских работ, а, значит, и средства на обновление производства и внедрение новой техники и технологий. В то же время значительно возросла конкуренция за получения заказов, особенно связанных с тендерными проектами, и побеждают в этой борьбе предприятия, выполняющие работы дешевле, быстрее, качественнее. Опыт успешно развивающихся организаций, таких как ОКОР из Вологды, Иркутский филиал ГипродорНИИ, "Дорсервис" (г. Санкт-Петербург) и многих других показывает, что именно правильное применение современных информационных технологий оказывается решающим фактором в конкурентной борьбе и способствует стабильной эффективной работе.
Примеры успешной работы партнеров и конкурентов, удешевление компьютеров и программного обеспечения приводят к тому, что необходимые финансовые средства все же находятся, но их рациональное использование часто становится сложно решаемой задачей. Правильно организованный автоматизированный процесс предполагает:
наличие современной компьютерной техники с развитым парком периферийных устройств и электронных средств сбора топографо-геодезической информации;
наличие специализированного современного программного обеспечения;
наличие квалифицированных кадров на всех этапах производственного процесса;
и, наконец, правильную организацию вышеназванных неразрывных компонентов в едином и непрерывном технологическом процессе получения, обработки и передачи информации в электронном виде.
Ключевыми моментами такой технологии являются:
во-первых, современные методы сбора и обработки топографо-геодезической информации.
во-вторых, пространственное моделирование местности и строящихся объектов на всех стадиях их проектирования, строительства и эксплуатации, при котором информационным фундаментом является топографическая основа в виде цифровой модели местности и применение цифровых технологий в формировании, обновлении и использовании данных;
в-третьих, передача, накопление и использование моделей этих объектов в геоинформационных системах.
Эффективность таких технологий проявляется в наибольшей степени при их использовании на всех этапах производственного процесса не только в одной организации, но и в смежных предприятиях отрасли или региона. Например, распространенной практикой в дорожной и нефтегазовой отрасли стало проведение топографической съемки местности электронными тахеометрами с немедленной передачей информации в мобильный компьютер, на котором в полевых условиях происходит камеральная обработка данных и построение цифровой модели местности. Эта модель затем передается проектировщикам своей или смежной организации для непосредственно проектирования, результаты которого в электронном виде поступают в строительную организацию, имеющую возможность самостоятельно разделять проект между своими подразделениями, получать техническую информацию и необходимый набор документации в любой точке строящегося объекта. На этом же наборе данных обрабатываются результаты исполнительной съемки. Исполнительная документация в электронном виде передается в эксплуатирующую организацию. Набор таких электронных моделей объектов служит информационной базой для построения отраслевых геоинформационных систем и решения управленческих задач.