По определению шамот - это крупнозернистая разновидность керамики. Керамика? Кажется, все это мы видели:
Все, да не все. Потому что, возродившись в последние годы, в буквальном смысле слова восстав из земли, шамот явил взору публики потрясающие по красоте и оригинальности изделия. По степени вдохновения, выразительности, силе вложенной художником фантазии многие из них можно смело отнести к произведениям искусства. Сегодня мы познакомим вас с шамотом.
Лет десять назад, с появлением денег у населения и началом коттеджного строительства, пошла мода и на шамот. На индивидуальных загородных домах стали появляться накладные элементы малых архитектурных форм: фризы, розетки, модульоны, сандрики надоконные и надпортальные. Интерьер украсили копии классических образцов скульптуры, барельефы, бюсты, светильники, архитектурные накладные элементы. С распространением ландшафтной архитектуры стал расти спрос на вазы, вазоны, облицовочный материал для фонтанов и бассейнов, копии классических и новодельные скульптуры. Здесь интересно прослеживается связь культуры заказчика с культурой изделия. Изначально любили яркое и витиеватое, в большом количестве присутствовала эротика, подчас граничившая с пошлостью. Позже стала появляться качественная анималистическая скульптурная пластика. Невиданные райские птички, ирисы, розы и лилии, другие неземной красоты растения и животные стараниями художников и скульпторов населили коттеджи на Рублевском шоссе. Можно встретить каминные изразцы ручной работы с неповторимой росписью в уникальной технике цветного подглазурного декорирования. Или эксклюзивные столики в технике шамот в обрамлении декоративных элементов из дерева и кованого металла. Глядя на эти изделия, можно только сожалеть, что эти без преувеличения талантливые художественные работы никогда не станут достоянием общественного внимания, всегда будут радовать глаз лишь узкого круга людей. На то они и индивидуальный заказ, эксклюзив. Хоть и редко, но встречаются в шамоте темы русского фольклора, правда, стилизованные и адаптированные, потому что русская история знает глину и известняк менее других материалов.
А в последнее время, как свидетельствуют профессионалы, наметилась новая интересная тенденция. Люди пресытились изысками и потянулись к натуральному, ископаемому по духу. В индивидуальном строительстве прослеживается возвращение к строгой красоте, истокам, глубине, знаниям. Отсюда и востребованность изделий, имитирующих старину, утраченные цивилизации: эпохи неолита, античности, элементы первобытного и примитивного искусства, мотивы древних Греции, Китая, Египта, Японии. Сдержанная и благородная красота шамота здесь стопроцентно "попадает в точку". К нему все охотнее обращаются фирмы и компании, желающие обустроить свой офис, придать ему неповторимое лицо.
В основе всех подобных заказов - стремление к стабильности и надежности, ассоциирующей с камнем, скалой, объясняет явление архитектор Андрей Кошенков. Ведь сама старина - это то, что, пройдя сквозь века, эпохи, катаклизмы, выжило и сохранилось до наших дней. Создать стабильную жизнь человеку не всегда под силу, а вот подпитываться этим ощущением возможно. Именно это и предоставляет шамот - энергию стабильности, чувство покоя и надежности. Как каждое изделие, прошедшее огонь, шамот способен забирать заботы, гасить негативную энергию, уверяют специалисты.
Прелесть материала в его пластичности, богатстве возможностей стилизации. Если хозяину собственный кабинет видится старинным замком, то и изделие подгоняется по стилю, потому что для нестандартных интерьеров всегда сложно находить варианты в серийной продукции. Если у заказчика нестандартная каминная кладка, то магазинный камин сюда не впишется, а вот возможности шамотного камина не ограничены. Имеет шамот и другое немаловажное достоинство: он очень прочный материал. Применяя определенные технологии, можно добиться эффектов водоотталкивания, морозостойкости и огнестойкости, невосприимчивости к атмосферным перепадам. Шамот отлично "ладит" с ковкой, мрамором, деревом, другими природными материалами. Но только, если они не велики по объему, не доминируют, подчеркивают шамот, а не наоборот. Пластик же здесь исключен.
|
|