1. Сооружения для преодоления различных препятствий, разнообразные по назначению (железнодорожные, городские, пешеходные, М.-каналы и т.д.), материалу в системе основных конструкций (балочные, арочные, вантовые, разводные и др.). М. состоит из промежуточных строений и опор (быков, устроев - концевых опор). В русских летописях М. упоминаются, начиная с Х в. В основном М. были деревянными с балочной конструкцией пролетных строений и опор в виде срубов из бревен, заполненных камнем (ряж). В России строительство каменных М. резко сократилось в сер. XIX в., что связано с развитием железных дорог и достижениями строительной техники. С кон. XVIII в. в мостостроении применяется металл. Первые металлические М. в России (пешеходные) появились в сер. 1780-х гг. при участии виднейших архитекторов. М. стали элементами ансамбля в городской застройке. С начала XX в. значительно распространяются М. из железобетона. Как утилитарные сооружения, М. несут и эстетическую нагрузку, участвуя в формировании архитектурно-художественного образа окружающей среды, неся на себе черты определенного архитектурного направления. 2. На крепостных стенах - боевая площадка (боевой ход) по верху стен, откуда через амбразуру (см.) могли стрелять защитники крепости. Над боевым мостом сооружалась двускатная тесовая кровля (см.). 3. Деревянное покрытие внутри крепостной башни (см.), куда можно попасть по приставным лестницам, башня могла иметь несколько таких ярусов. 4. Пол строения, всякий помост, покрытый досками.