Нефть это черное золото России, ее богатство и основная статья доходов бюджета. Природа распорядилась так, что основные нефтяные запасы страны находятся в регионах со сложными климатическими условиями и небольшой плотностью населения. Поэтому особая статья бизнеса по добыче нефти это строительство дорог в местах, где на сотни километров простираются девственные болота, вечная мерзлота или густая тайга. Особенностям строительства дорог для нефтедобывающих регионов и будет посвящен этот материал.
В северных областях страны, богатых нефтью, большую часть года господствуют холода, а на короткие летние месяцы грунт насыщается водой и превращается в непроходимые топи. Строительство дорог здесь приходится вести именно зимой, когда есть хоть какие-то условия для движения транспорта. Конечно, все это удорожает стоимость строительства, но затраты быстро окупаются за счет того, что в этих регионах организуется постоянное транспортное сообщение. Начинается строительство дорог в зимних условиях со стандартной процедуры подготовки грунта. Снимается верхний слой с растительностью, а при необходимости и последующий слой илистого грунта. При строительстве дорог на косогорах необходимо откапывать водоотводные сооружения. Для снижения затрат на ведение дорожных работ зимой нужно проводить защиту грунтов от промерзания. Так, вспаханный на 30-40 см и пробороненный на 25 см грунт при слабых морозах не промерзает вовсе, а при сильных промерзает на глубину в 4-5 раз меньше обычной. Также надо помнить, что любая растительность, будь то густая трава, кустарник и небольшие деревья, а также слой снега являются хорошей естественной теплоизоляцией грунта, поэтому удалять их нужно только перед самым началом работ.
Отсыпают дороги данного типа подходящим грунтом, который добывается неподалеку в карьере. Заготавливать грунты для насыпей в регионах с вечной мерзлотой можно в теплое время года. Для этого обычно используются бульдозеры, снимающие верхние слои грунта и складирующие его в большие отвалы. В течение суток летом вечномерзлый грунт оттаивает на 15, а иногда даже на 20 см, чего вполне достаточно для набора необходимого количества материала и последующего создания насыпей. Если организовать правильную защиту таких земляных отвалов от промерзания, то зимой добывать грунт из них можно будет без особых дополнительных затрат.
Работы по добыче грунта проводят и непосредственно зимой, разрыхляя землю в карьере механическим способом и с использованием взрывчатки. Разрыхленный грунт не должен иметь кусков размером более 10-20 см.
Перевозку грунта из карьера к месту отсыпки следует организовывать таким образом, чтобы он не успевал промерзать. Это достигается за счет ускорения погрузки-разгрузки и скорости движения самосвалов. Чтобы перевозимый грунт не примерзал к кузову автомобиля, следует осуществлять обогрев днища кузова с помощью подведенных выхлопных газов. Все это необходимо потому, что укладывать насыпь нужно на 70-80% из талого грунта, ведь мерзлый грунт впоследствии оттает, и это вызовет просадки дорожного полотна. Процент мерзлого грунта в насыпи можно повышать пропорционально увеличению давления катка, производящего уплотнение полотна дороги. Верхняя часть насыпи в любом случае укладывается только из талого грунта.
Дорожное строительство на вечномерзлых грунтах предполагает, что искусственные насыпи будут защищать нижний слой почвы от оттаивания в теплое время года. Это необходимо для того, чтобы избежать возникновения так называемого деятельного слоя грунта, который содержит в себе подвижные талые воды и очень быстро разрушает дорожное полотно путем подмывания и морозного пучения. Поэтому дороги в северных регионах и укладываются зимой, вернее, в тот период, когда верхний слой почвы находится в промерзшем состоянии. Обеспечение защиты от оттаивания естественной грунтовой подушки под дорогой дает еще одно преимущество. На таких дорогах верхний слой вечной мерзлоты летом находится выше, поэтому грунтовые воды стекают с полотна дороги, само полотно лучше просыхает и хорошо сохраняет свои эксплуатационные свойства.
Определенные сложности вызывает строительство дорог в условиях вечной мерзлоты в крупных населенных пунктах. Если отсыпать дорогу с тем условием, чтобы дорожная одежда служила защитой от оттаивания, то насыпь получается высотой до 1 метра, и это вызывает объективные неудобства для жителей города. Поэтому здесь дороги сооружают в выемках. Однако в этом случае тщательной проработки требует система дренирования дороги, чтобы все сточные воды стекали по соответствующим коммуникациям за пределы городской черты.