Многие люди считают, что труд кузнеца полностью себя изжил. Но они, к счастью, руководствуются ошибочными суждениями. Сегодня уже практически невозможно встретить частную кузницу в том виде, который был ей присущ один-два века назад. Причина довольно банальна. К кузнецам перестали обращаться, да и коней, которым требуется постоянный уход за подковами, осталось всего несколько сотен по всей России.
Но кузнецы не остались без работы. Сегодня произведения, которые выходят из под их молотов, пользуются большим спросом у бизнесменов, деятелей культуры и просто у тех, кому нравится необычный вид художественно изогнутых металлических пластин, формирующих замысловатый сюжетный орнамент.
Теперь кузнец воспринимается не как представитель тяжелой, рабочей профессии, а скорее, как творец вручную, преображающий холодный металл в цветы, лица животных, которые выглядят так, как будто бы они состоят из обыкновенной плоти.
Кованые решетки, лестничные или балконные ограждения, узорные скамьи, ставшие незаменимым атрибутом паркового дизайна, кованая мебель и другие изделия подобного профиля стали основной продукцией современного мастера-кузнеца. Большинство из этих элементов создаются с использованием специальных растворов, которые придают металлу вороненый, элитный блеск или холодную, полную темной синевы, поверхность.
В особенности ковка художественная Казань выдвинула на первое место по качеству работы. Испокон веков ковка в этом городе развивалась своим собственным путем. Это сформировало самобытные техники выковывания различных предметов, которые не имеют аналогов в каких-либо других районах планеты.
Наш народ уже давно использует эти, практически вечные, завитушки, оценив их красоту и функциональность. Кованые изделия применялись для производства мангалов и держателей больших котлов, в которых готовилась еда сразу на сотни воинов во время походов. Возвращаясь домой, бывшие солдаты приносили с собой и мечту украсить коваными элементами свои дома. За столетия кузнецы накопили громадный объем узкоспециализированных знаний, помогавший им воплощать в холодном металле любые свои фантазии.
Сегодня ни один, уважающий себя дачник, не обходится без своего лучшего друга - мангала. Пожарить шашлыки на свежем воздухе стало символом хорошего тона. Мастера кузнечного дела выковывают настоящие шедевры, разыгрывая целые представления металлов в огненном танце. Иногда кажется, что настоящие розы, гвоздики, лилии вплетены каким-то фантастическим образом в холодный, прочный металл. Невозможно не восхищаться тонкими, коваными кружевами, которые выходят из-под рук кузнеца-кудесника. Художественная ковка Казань для которой была колыбелью - есть примером самых лучших образцов растительных мотивов.
Благодаря преемственности поколений, методы постоянно совершенствовались и сплетались с теми, которые были заимствованы из других культур, порождая совершенно необычную манеру проковки металлов. Она достигла максимального расцвета в период самых крупных территориальных потрясений в данном регионе. Казань завоевывали, и войска самого города совершали победные походы, из которых привозили чужестранные предметы, утварь, оружие. Это все тщательно изучалось, и заимствовались те особенности производства, которые лучше всего вписывались в местную культуру. Но самым главным приобретением были, несомненно, технологии, которые приходили в Казань с плененными ремесленниками из различных государств, среди которых встречались и кузнецы.
Производство кованых изделий и кузнечное дело пользовалось популярностью, но преуспеть в нем могли только самые сильные, как физически, так и духовно, люди. Это была элита древнего общества. Как, впрочем, и сегодня. Настоящий профессионал пользуется большим уважением и почетом. Проводить сутки в задымленной, с виду напоминающей топку, кузнице для того, чтобы из куска металла появилось что-то прекрасное, может только очень увлеченный человек. В чем-то мастер похож на ювелира. В ювелирном деле также сложно уловить момент, когда необработанный, серый, ничем не примечательный камушек, превращается в короля драгоценностей - непревзойденный по своей красе алмаз. Тем, кому была нужна хорошая ковка Казань предлагала самые лучшие варианты работы.
Понять те условия, в которых создавалась ковка и ее разнообразные шедевры кузнечного искусства, которые сегодня не имеют цены, можно, ознакомившись с условиями работы, существовавшими еще сто лет назад. Кузница представляла из себя помещение, в котором производилась горячая обработка металлов способом свободной ковки. Для того, чтобы не возник случайный пожар и не разросся до уровня стихийного бедствия, небольшую по размерам деревянную кузню строили на большом отдалении от города или села. Были и другие меры предосторожности. На крышу насыпали и утрамбовывали землю. Старались обмазать глиной стены. По этой причине, весь дым от печи выходил только через постоянно открытую (даже в самые лютые морозы) дверь и окна.
Впрочем, в этом была и польза для дела, которому кузнец посвящал все свое время. Находясь вдали от людской суеты, он мог самосовершенствоваться в духовном плане, отбрасывая мелкие, сиюминутные желания. Такое отшельничество приводило к тому, что в мотивах, присутствовавших в работах одного мастера, могли быть в большом количестве использованы цветы, травы или низкорослые кустарники. Его творения выглядели утонченно и возвышенно. Если кузница находилась возле реки или любого другого водного бассейна, предметы выходили плавными, с волнистым эффектом, могли присутствовать образы рыб или морских птиц. В этом плане, ковка художественная Казань - города, расположенного в степных районах, но, тем не менее, построенного на крупной реке, отличается сочетанием этих двух стихий.