В связи с распространением в средствах массовой информации и сети Интернет публикаций о новом своде Правил (СП) 511. 1325800. 2022 " Посадочные площадки. Правила проектирования ", Минстрой России разъясняет его положения в целях исключения некорректного восприятия регулирующего воздействия документа и устанавливаемых им требований.
Разработка СП 511. 1325800. 2022 " Посадочные площадки. Правила проектирования " (СП 511) была инициирована профессиональным сообществом для обеспечения создания авиационной инфраструктуры на нефтегазовых месторождениях во время задачи по загрузке Северного морского пути. Подготовка и утверждение указанного свода Правил обоснованы тем, что в нормативной базе отсутствовал документ, регламентирующий Требования к проектированию посадочных площадок, в особенности на нефтегазовых месторождениях и иных труднодоступных территориях. Это вызывало необходимость разработки специальных технических условий (СТУ) на такие объекты, что усложняло процедуру прохождения экспертизы проектной документации и в конце концов повышала Цена их строительства.
СП 511 устанавливает дифференцированные Требования для посадочных площадок самолетов, предназначенных для коммерческих воздушных перевозок, выполнения авиационных работ, самолетов общего назначения, вертолетов на поверхности, приподнятых, а Также палубных посадочных площадок, а Так же среди них в зависимости от типа покрытия (искусственное по классам, грунтовое), а Также Требования к объектам инфраструктуры посадочных площадок.
При этом Согласно с общими положениями СП 511 состав объемных зданий и сооружений наземной инфраструктуры посадочных площадок определяется на этапе разработки технического задания на проектирование с учетом функционального назначения Согласно с действующими нормативными и правовыми актами. Так, указанный Свод Правил не устанавливает обязательных требований по наличию объектов инфраструктуры посадочных площадок, включая Наличие зданий с раздельными зонами для сервиса пассажиров и грузов, зонами предполетного наблюдения безопасности, помещений для работников и обработки почты.
помимо этого, в соответствии СП 511, При проектировании посадочных площадок для самолетов, предназначенных для коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, Следует предусматривать оснащение посадочных площадок необходимыми зданиями, сооружениями и оборудованием в зависимости от их назначения, района размещения, интенсивности полетов воздушных судов, прогнозных значений объемов пассажирских и грузовых перевозок, планируемых к реализации авиационных работ. Так, Требования к наличию служебно-пассажирских зданий (с зоной предполетного наблюдения безопасности и помещениями для обработки почты) предусмотрено только для нужд коммерческих воздушных перевозок и дифференцировано.
по анализу специалистов, увеличения стоимости строительства посадочных площадок При использовании СП 511 не происходит. Таким образом, к примеру, Начальник управления по научной работе и сертификации Института гражданской авиации " Аэропроект " Максим Суладзе подчеркивает: " Утвержденный СП 511 не расширяет Цена строительства посадочных площадок, напротив, новый Свод Правил увеличивает возможности строительства авиационной инфраструктуры и снижает неэффективные финансовые и временные траты. По настоящему документ даёт необходимую нормативную основу и инструменты для создания разных объектов в зависимости от конкретных имеющихся задач и условий местности. Также данный Свод Правил вводит в правовое поле по факту установившиеся и самым эффективные практики возведения посадочных площадок "
помимо этого, введение специальных требований При использовании посадочных площадок для размещения автожиров, планеров и дельтапланов не требуется. В связи с этим лимиты на применение посадочных площадок для такого вида воздушных судов в соответствии области использования СП 511 не предусмотрено.
в СП 511 указаны разные Требования к ширине взлетно-посадочной полосы (ВПП), что не является разночтением или противоречием. Таким образом, к примеру, П. 5. 10 устанавливаются Требования к посадочным площадкам для самолетов, предназначенных для коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, а П. 5. 35 установлены Требования к ширине ВПП для самолетов авиации общего назначения. Помимо этого, рассматриваемые ширины ВПП устанавливаются в зависимости от типа воздушных судов.
Наличие дизельных автономных электростанций и удаление посадочных площадок от границ ЛЭП Более, чем на пятьсот метров, основаны на действующих требованиях Федеральных авиационных Правил " Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории " (ФАП-69) и методических пособий ФГУП ГПИ и НИИ ГА " Аэропроект ", а Также требованиях Правил аппарата электроустановок и необходимости обеспечения требований пожарной безопасности. Именно с Таким подходом в последние несколько лет размещаются Посадочные площадки, по этой причине установленные нормы не приведут к изменениям стоимости возведения соответствующих объектов.
Наличие сертифицированных элементов системы светосигнального оборудования устанавливается Воздушным кодексом рф. Наряду с этим аналогичные Требования СП 511 применимы только для соответствующих объектов инфраструктуры посадочных площадок и их оборудования При наличии соответствующих требований из задания на проектирование Согласно с указанным сводом Правил. Дополнительных сертификационных процедур и иного регулирующего воздействия для " проверенных производителей света " документом не определено.
Так, новый СП 511 не устанавливает излишних и обязательных требований, а Так же среди них ведущих к необоснованному удорожанию строительства посадочных площадок. Не менее того, документ дает возможность не разрабатывать СТУ, что сокращает как административные, Таким образом и финансовые издержки.
Следует отметить, что до высказывание СП 511 прошел все установленные процедуры: публичное обсуждение, экспертизу технического отдела (ТК) 465 " возведение ", во время которого все замечания Ассоциации " Аэропорт " были приняты и учтены. Свод Правил Также был согласован с Министерством транспорта рф (Минтранс России) и Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация).