С 1 сентября текущего года формируется государственный информационный ресурс, в который войдут все требования - своды правил и стандарты Минстроя России, противопожарные нормативы, санитарные нормы и правила, радиационные нормы и другие - подлежащие применению на всех этапах жизненного цикла зданий и сооружений. Предложением предлагается законодательно ограничить возможность органов власти требовать исполнения того, чего не было в этом реестре на момент начала строительства. Это обеспечит синхронизацию требований разных ведомств в строительной сфере, а Также внедрит скоррелированный подход к их назначению. Появление такой важной новеллы в законопроекте После первого чтения стало результатом обоюдной работы Минстроя России, народных избранников государственной думы и уполномоченных профессионального братства.
После принятия в 3-м чтении проект федерального закона " О внесении перемен в Закон РФ " Технический регламент О безопасности зданий и сооружений " и отдельные законодательные акты РФ " направлен в Совет Федерации. До этого документ был показан депутатам заместителем Министра строительства и ЖКХ РФ Сергеем Музыченко на совещании профильного отдела.
" Утверждение законопроекта станет весьма значимым шагом вперед в развитии Российской системы Технического регулирования в возведении. Отрасль получит чёткий единый цифровой реестр требований, вследствие которого будут проектировать, а потом проверять и спрашивать в экспертизе и на других этапах жизненного цикла объекта. Также Это даст возможность снять имеющиеся коллизии и неточности в нормативно-технической базе, перейти в будущем к автоматизации процессов в проектировании. Другая задача, решаемая предложением - Это переход к более гибкому и открытому к инновациям методу нормирования. Он более эффективен С инженерной точки зрения и больше соответствует потребностям современной экономики России. Еще немаловажно то, что будет исключена необходимость разработки специальных технических условий, а Это означает и снижены временные и финансовые издержки застройщиков. Отдельно подчеркну, предложенные изменения никак не повлияют на уровень безопасности объектов и доступности их среды для людей С инвалидностью и маломобильных групп жителей ", - объяснил Сергей Музыченко.
Законопроектом предусмотрено, что указанные лимиты по реестру вступят в силу С 1 марта 2026 года. До этого Минстрою России и ФАУ " ФЦС " вместе С другими заинтересованными ведомствами предполагается исполнить задачу по оптимизации и переработке требований в возведении и их переводу в машиночитаемый и машинопонимаемый формат.
Другая значимая новелла - Это отказ от высказывание 2-х отдельных перечней национальных стандартов и сводов правил или же их частей, в итоге использования которых на обязательной и добровольной основе соблюдаются требования техрегламента О безопасности зданий и сооружений (Технический регламент). Заместо этого в виде доказательной базы предлагается применять все действующие строительные своды правил и стандарты, другие требования, включаемые в формируемый реестр, стандарты организаций и иные документы по стандартизации, а так же среди них выполненные в зарубежных системах. Также ожидается развить механизм обоснования отклонений от норм посредством проведения и получения результатов исследований, расчетов и испытаний, моделирования, оценки рисков, которые имеют возможность быть получены по итогам организации научного эскорта. По другому говоря, безопасность объектов будет обеспечиваться верхнеуровневыми параметрами, а вовсе не строгим следованием способам их достижения.
так, проектировщики получат возможность поиска и реализации наиболее результативных путей достижения требований техрегламента. Это обеспечит гибкость в созданию и принятии проектных решений при сохранении безопасности. Принятие законопроекта станет правовой основой для перехода на более оптимальную и открытую к инновациям параметрическую систему нормирования в возведении.
Отдельно обратим внимание, что Министерством строительства РФ параллельно С работой над Законопроектом подготавливается комплекс мер по повышению уровня ответственности и квалифицированности кадров в промышленности, отвечающих за отсутствие опасности и качество строительства. Ожидается внедрить независимую оценку квалификации, как способ проверки знаний и компетенций главных инженеров и архитекторов проектов, а Также проведение регулярной - один раз в 2 года - аттестации государственных специалистов, экспертов государственного строительного надзора и строительного наблюдения.
Доработка законопроекта После первого чтения в государственной думе в части реестра требований была проведена во исполнение поручений Президента РФ по результатам совещания по проблеме развития строительной промышленности, состоявшегося 8 августа 2023 года.