Проведение энергоаудита или энергетических обследований на территории РФ регламентировано Федеральным законом ?261 ? 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Федеральным законом от 7 декабря 2007 г. ? 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» в разрезе требований, предъявляемых к деятельности саморегулируемых организаций по энергетическому обследованию (далее СРО по энергоаудиту) (образование, условия членства, требования к членам и др.).
ФЗ-261 создавался в практическом плане для выявления фактического состояния использования энергетических ресурсов, предложения по возможности их снижения без ущерба деятельности и условий труда (рекомендации, разрабатываемые энергоаудиторскими организациями в ходе проведения энергоаудита или энергетического обследования предприятий, организаций, учреждений, жилых домов, зданий) и последующего внедрения (энергосервисные контракты).
Существующая ситуация в сфере проведения энергоаудита характеризуется:
- значительным ростом числа СРО по энергоаудиту (как следствие ростом числа энергоаудиторских организаций),
- высоким уровнем конкуренции,
- значительным снижением цены проведения энергоаудита ниже среднерыночной достаточно большим количеством энергоаудиторских организаций (что может привести, а в большинстве случаев приводит к проведению так называемого некачественного «бумажного» энергоаудита),
- значительным количеством некачественно оформленной документации (энергетических паспортов) передаваемой СРО по энергоаудиту в Министерство Энергетики РФ (что вызывает значительное продление сроков регистрации энергопаспортов),
- процедура проверки энергетических паспортов в Министерстве Энергетики РФ носят только формальный характер (без оценки реальности предлагаемых мероприятий по энергосбережению),
- отсутствием ответственности энергоаудиторских организаций за результаты проведенных работ.
В связи с этим:
1. Предлагается в ФЗ-261 увеличить компенсационной взнос как способ обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по энергоаудиту.
ФЗ-261 ст.18 п.3.3 обязывает СРО по энергоаудиту иметь компенсационный фонд как способа обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации в области энергетического обследования перед потребителями услуг, при этом данная величина на основании ст.13 ? 315-ФЗ составляет минимальную величину – 3000 руб. Согласно ст.13 п.4 ? 315-ФЗ величина компенсационного взноса может быть увеличена на основании ФЗ регламентирующего вид деятельности (в данном случае ФЗ-261).
2. Предлагается ФЗ-261 внести систему оборотных штрафов (в процентах от выручки организации).
ФЗ-261 ст. 37 вносит в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 9.16. Кодекса) величины штрафов за нарушения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. При этом штрафные санкции предусмотрены явно недостаточными для стимулирования Заказчиков по проведению энергоаудита или энергетического обследования, особенно предприятий.
3. Предлагается ФЗ-261 Исполнителю юридически и экономически нести ответственность за каждое предлагаемое к внедрению мероприятие в случае его неприменимости, либо не достижения заявленных величин экономии (в сопоставимых условиях с годом проведения энергетического обследования) в течение срока действия энергетического паспорта (5 лет).
Исполнитель энергетического обследования не несет ответственности за результаты проведенных работ (несоответствие заявленных величин экономии фактическим, отсутствие возможности внедрения мероприятия и т.д.).
Внесение указанных изменений в закон позволит провести энергоаудит или энергетическое обследование, как промышленных, так и бюджетных предприятий, учреждений и организаций качественно, а главное с дальнейшей пользой (сокращение расходов энергоресурсов, увеличение ресурса оборудования).