Техники художественного витража
В настоящее время все художественные витражи можно разделить на две основные группы: псевдо витраж и натуральный витраж. В отдельную группу можно выделить художественную роспись, которая может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с перечисленными выше. Для полного понимания самого термина .витраж. - необходимо изначально рассмотреть происхождение слова. Итак, .витраж. образовано от латинского ..vitrum., что в свою очередь означает . .стекло.. И как это банально не звучит, любая работа со стеклом уже по своей сути является витражной.
Натуральные витражи изготавливаются с применением цветного стекла, соединенного между собой металлами (латунь, свинец, припой) или при помощи наплавки под воздействием высоких температур (фьюзинг). В настоящее время можно выделить несколько основных направлений техники изготовления:
Классический витраж . наиболее древняя техника. Здесь витражная мозаика собирается из небольших элементов цветного стекла при помощи свинцового профиля. Чтобы избежать .дикого. окисления, профиль патинируется при помощи специальных составов, чем достигается красивый и знакомый нам всем цвет.
Латунный витраж . в отличие от классического витража сборка производится на латунь. Латунь более долговечна и красива, но и более жестка. Поэтому при изготовлении витража требуются не только дополнительные приспособления, но и все мастерство художника, начиная с разработки эскиза, заканчивая конечными этапами работы.
Тиффани . одна из самых молодых и популярных вида техники изготовления. Принцип ее . спайка цветной стеклянной мозаики, с предварительно обернутыми краями специальной медной лентой, при помощи припоя. Благодаря тому, что нет привязки к профилю, и металл проливается между стеклами, фантазия витражиста может ограничиваться лишь физическими свойствами стекла и размерами.
Фьюзинг . сплавка цветного стекла под воздействием высоких температур. Технология фьюзинга также как и Тиффани ограничивается лишь опытом и мастерством художника. Фьзингом можно назвать как банальные наплавки на стекло уже готовых стандартных элементов, так и использование цветного стеклянного порошка или изготовление многослойных объемных изделий.
Дополнительно хочется сказать, что художественные витражи, изготовленные в любой из этих стилей самобытны и прекрасны, но наиболее эффектные работы получаются при совмещении различных видов техники изготовления. В нашей практике самые интересные работы были при совмещении латунного витража, Тиффани и фьюзинга, которые мы называем рельефным витражом.
Но, не всегда целесообразно использование натурального витража. И связано это не только с его значительной стоимостью, хотя и этот фактор немало важен. Красной нитью здесь проходит практичность и возможность использования. Наиболее ярким примером этих случаем могут служить кухни, межкомнатные двери, потолки, где наиболее часто используются .псевдовитражи..
Псевдовитраж по сути своей является также витражом, но в отличие от натуральных для конечного изделия используется цельный лист стекла, на который наносятся современные материалы. Среди наиболее популярных можно выделить технику накладного витража и эмалево-обжигового.
Накладной витраж . техника изготовления художественного витража, при которой на стекло необходимого размера наклеивается мозаичный рисунок из специальных пленок различных расцветок и текстур. Контур обкладывается металлизированной лентой. В результате накладной витраж, выполненный высококвалифицированным мастером, практически копирует Тиффани и имеет ряд преимуществ, связанных с отсутствием ограничений по размерам и эскизу.
Эмалево-обжиговый витраж . наиболее молодая, но очень хорошо себя зарекомендовавшая и перспективная техника изготовления художественного витража. Используется принцип заливки двух компонентными красками стекла, с заранее нанесенными контурами рисунка, и последующей термической обработкой на специальных витражных столах. В результате на стекле образуется эмаль, устойчивая к механическим воздействиям. По своей фактуре и тактильным ощущениям эмаль практически неотличима от натурального стекла.