Санкт-Петербург - едва ли не единственный в истории город, который строился буквально на ровном месте, и изначально планировался как столица. Для строительства своей великолепной столицы царь Петр I пригласил европейских зодчих, и главным архитектором стал Доменико Андреа Трезини.
Этот выдающийся архитектор и инженер, в отличие о прочих зодчих из Европы, прожил в суровом российском климате 30 лет. Под его влиянием формировались взгляды и творческие способности многих российский архитекторов, и именно он привнес основы европейской школы в русскую архитектуру и создал архитектурный стиль, известный как 'петровское барокко'.
Доменико Трезини - автор таких проектов, как Петропавловский собор, комплекс Александро-Невской лавры, здания Двенадцати коллегий, летний дворец Петр I и прочие подобные, сегодня заслуженно признанные архитектурными и культурными памятниками Санкт-Петербурга. Трезини заложил город-порт Кронштадт, построил Петропавловскую крепость в камне, спланировал застройку Васильевского острова (и, кстати, активно вел ее).
Памятник великому итальянцу не случайно решили поставить именно там, где он застраивал территории в XVIII веке: Васильевский остров пользовался особой любовью главного архитектора города. Место памятнику (установлен 17 декабря 2013 г.) определили в центре носящей имя Доменико Трезини площади у Благовещенского моста.
Несмотря на то, что облик Северной столицы создавался многими выдающимися зодчими (это на сегодняшнем рынке строительных услуг спрос более на бани из бруса, чем на роскошные городские дома и дворцы), новый монумент, по сути, станет первым полноценным памятником петербургским архитекторам.
Правда, именем Трезини назван даже астероид (астероид 19994, открыт 13 октября 1990 г.), но идея памятника муссировалась более двадцати лет - пока не появилось четкое видение образа великого архитектора и источников средств на его воплощение. В результате был принят и одобрен проект скульптора Павла Игнатьева, который представил великого итальянца одетым в медвежью шубу, с циркулем в руке и со свитком подмышкой, с улыбкой творца смотрящим в сторону Невы.
Статуя высотой 5,5 м (для ее установки на каменный постамент использовали подъемный кран) изготовлена на литейном заводе 'Литарт'. Хотя установка памятника уже завершена, до официального открытия (начало 2014 г.) монумент закрыт футляром: эстетика нового памятника должна стать для жителей и гостей Северной столицы сюрпризом.
История свидетельствует о том, что Доменико Андреа Трезини был выдающейся личностью и сумел долгие годы жить и творить в России, вопреки ее суровому климату и деспотическому характеру российского самодержца. Библиографы итальянского мастера утверждают, что Петр I высоко ценил своего главного архитектора, и отмечают не только дарованный Трезини редкий талант градостроителя, но также недюжинную физическую и психологическую силу - таким и должны увидеть петербуржцы того, кто планировал и осуществлял застройку их города 'с нуля'.