Приказ N 294 от 22.12.2000 г."0б установлении порядка лицензирования видов деятельности, отнесенных к компетенции Госстроя России" был подписан Председателем Госстроя А.Ш. Шамузафаровым 22 декабря 2000 г. Прошло полгода, однако до сих пор в процессе лицензирования строительной деятельности остается много нерешенных проблем. Начальник Управления Федерального лицензионного центра при Госстрое России, Почетный строитель Российской Федерации Борис Евгеньевич Ежиков комментирует создавшуюся ситуацию.
- Борис Евгеньевич, какие новшества введены в порядок лицензирования в последнее время?
- Лицензирование строительной деятельности относится к компетенции федеральных органов. В соответствии с Федеральным законом от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ и Постановлением Правительства России от 11 апреля 2000 г. N 326, лицензирование строительной деятельности, эксплуатации инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов, а также централизованных систем питьевого водоснабжения и систем водоотведения городских и др. поселений возложено на Госстрой России. Ранее между Госстроем России и субъектами Федерации были заключены договора или соглашения о передаче части полномочий по лицензированию указанных видов деятельности,, На уровне территорий работали лицензионные органы субъектов Российской Федерации. В Москве, например, лицензирование строительной деятельности осуществляла государственное учреждение -"Мосстройлицснзия", а в Московской области - Лицензионно-экспертное управление. 22 декабря 2000 года Госстрой России в одностороннем порядке расторг упомянутые договора и соглашения и определил новый порядок лицензирования, изложенный в Приказе Госстроя России от 22 декабря 2000г. N294.
Это было вызвано тем, что, к сожалению, в каждом регионе был свой подход к вопросам методологии: выдвигались свои требования к соискателям лицензий, и при этом отсутствовала единая федеральная система. А ведь строительные работы почти всегда связаны с риском для жизни людей, с риском техногенных аварий и ката" строф. Поэтому Госстрой России привял решение о возврате себе тех полномочий, которые ранее были переданы субъектам Федерации.
Новая система, по мнению специалистов Госстроя, должна обеспечить общую методологию лицензирования и решить вопросы, связанные с ведением единого Государственного реестре лицензий. Если раньше каждый субъект Федерации, вея свой реестр выданных им лицензий, девствующих на территории данного субъекта, то теперь ведется единый государственный реестр федеральных лицензий, действующих на всей территории Российской Федерации, и при этом федеральные лицензии не требуют дополнительной регистрации на территориях субъектов Федерации. Таким образом, любой потенциальный инвестор, заказчик или орган государственного управления может зайти на сайт Госстроя России (www.gosstroy.ru) и получить информацию об интересующей его организации - о сроках начала и окончания действия лицензии у данной организации, о видах работ, на которые она выдана.
- Какие документы регламентируют деятельность лицензионных органов?
- В настоящее время действуют уже упомянутые мной Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ - базовый закон по лицензированию и Постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2000 г. N 326, распределившее полномочия по лицензированию между федеральными органами исполнительной власти и субъектами Российской Федерации. Однако, к сожалению, пока еще не приняты постановления во лицензированию строительной деятельности, а также по эксплуатации инженерной инфраструктуры городов и населенных пунктов, реализующие требования Федерального закона.