К вопросу планировки освещения торгового зала или офисного помещения современные специалисты подходят со всей осторожностью. Значение искусственного освещения и световых акцентов усиливается в пасмурную погоду или с наступлением вечера. От того, насколько грамотно будут спланированы коммуникации, зависит самочувствие людей.
Строители активно используют в работе принцип компенсации, когда насыщенное световое решение становится центром притяжения людей. Средняя полоса России характеризуется природной освещенностью сближенными тонами. Это необходимо учитывать при планировке коммуникаций.
Специалисты часто применяют театральное освещение магазинов, когда визуальное восприятие объектов и форм отличается от стандартного. Во многом оно напоминает вечернее освещение зданий, когда акценты расставляют на архитектурных деталях, находящихся днем в тени. Театральное освещение используют как для всего помещения, так и для локальных объектов. Такие приемы применяют в нишах для привлечения внимания людей к определенным товарам. Данный метод нужно использовать очень осторожно, поскольку злоупотребление театральными эффектами в освещении торгового зала приводит к переводу внимания посетителей с товаров на фон.
Не все нормативы, установленные в отношении уровня искусственного освещения торговых залов, могут действительно удовлетворить потребности магазина. Специалисты отмечают, что наиболее приятным, комфортным уровнем освещенности считается 2000 ЛК, поэтому торговый зал, спроектированный по нормативам, может казаться очень темным. Все светодиодные лампы светильники и люстры необходимо размещать с учетом планировки помещения. Если в торговом зале распределены зоны с разной освещенностью, то это поможет визуально удлинить или укоротить пространство. Не в каждом зале можно четко определить расположение товарных групп. В таком случае дизайнеры используют активную подсветку дальней части зала, чтобы улучшить положение и повысить продажи.
Именно световые акценты помогают человеку ориентироваться в торговом зале. При сложной конфигурации помещения светильники образуют зрительный маршрут для покупателя. Световые эффекты помогают привлекать потребителей в дальние углы торгового зала. Указатели и табло с подсветкой помогают направить человека по верному пути. Наиболее ярким делают освещение в зонах, где будут размещены предметы с минимальным коэффициентом отражения света - черные товары и меховые изделия черного света. "Опасными" считаются поверхности из черного бархата, серых и синих тонов, светлой охры, светло-коричневых оттенков, светло-оливкового и красного цветов.