архитектура и строительство

Витражи в России и Санкт-Петербурге

 Витражное искусство имеет огромную популярность в западных странах. Это связано в первую очередь с католическо-христианскими традициями. Все средневековые церкви и соборы были украшены цветными стеклами. В России искусство витража не было столь популярным. Православные храмы не принято было украшать стеклянными картинами, да и готический стиль в целом не нашел своего отражения в православной храмовой архитектуре. Лишь в ХIХ веке, под общим влиянием европейской культуры, витражи появляются и в России.

Само слово «витраж» происходит от французского «vitrail», которое переводится как «окно со стеклом». В Германии витражи называют «glasgemalde», а на английском языке, общепринято название  «painted glass» или «stained glass windows». До XX века витражи в России называли, «транспарантной живописью», затем «узорное стекло» и только в начале XX столетия появилось и укрепилось в русском языке, привычное нам, слово «витраж».

В XIX веке витражное ремесло не было известно русским мастерам, поэтому «стеклянные картины», привозили из-за границы. Стекольные производства пытались овладеть этой техникой декоративно-прикладного искусства, но долгое время из этого ничего не получалось. Были даже попытки имитировать настоящие витражи, наклеивая на стекло бумагу, расписанную красками.

Первый грандиозный витраж в храмовой архитектуре появился в Петербурге в 1847 году, он украсил большое алтарное окно в Исаакиевском соборе. Он был заказан и привезен из Германии. Позднее витражи стали появляться и в других русских церквях. В ХХ веке, украшение окон цветными, расписными стеклами приобрело массовый характер. Из соборов и дворцов витражи распространились и в частные дома. Особенно популярны были витражи в Санкт-Петербурге, откуда они и получили, по инициативе Николая I свое первоначальное развитие. В тогдашней столице стеклянные узоры стали появляться в театрах, ресторанах, магазинах и даже в парадных. Это уже небыли неуверенные попытки подражать европейским средневековым витражам, это были высокохудожественные, мастерски выполненные произведения витражного искусства эпохи модерна.

За время коммунистического строя, многое было утрачено. Сегодня в России можно наблюдать вновь возрождающуюся моду на витражи. В крупных городах число мастерских, работающих с художественным стеклом, постоянно растет, пропорционально спросу. Помимо классической витражной техники, появились новые направления, такие как фьюзинг, пескоструйная техника, техника имитации с использованием цветных пленок и лаков. Витражи, как произведения декоративно-прикладного искусства, остаются неизменно актуальными в современных интерьерах частных, общественных и административных зданий в России и за рубежом.

27.09.2012

 


Особенности продажи недвижимости, находящейся в залогеИпотечное кредитование для многих реальный шанс приобрести жилье. ...
Основные правила выбора мебели для офисовВо время ремонта люди всегда задумываются на тему приобретения высококачественной...
Для чего нужно ортопедическое основание под матрас?Термин 'ортопедическое основание' часто встречается в рекомендациях по обустройству спального...
Инновационные отделочные материалы - СМЛ и ламинированная фанераНепрерывное совершенствование технологий в области строительства, внутренней и внешней отделки,...
Микрофонный шнур: запас карман не тянет!Почему важно иметь запасной микрофонный шнур? Этот относительно недорогой элемент...