Витражное искусство имеет огромную популярность в западных странах. Это связано в первую очередь с католическо-христианскими традициями. Все средневековые церкви и соборы были украшены цветными стеклами. В России искусство витража не было столь популярным. Православные храмы не принято было украшать стеклянными картинами, да и готический стиль в целом не нашел своего отражения в православной храмовой архитектуре. Лишь в ХIХ веке, под общим влиянием европейской культуры, витражи появляются и в России.
Само слово «витраж» происходит от французского «vitrail», которое переводится как «окно со стеклом». В Германии витражи называют «glasgemalde», а на английском языке, общепринято название «painted glass» или «stained glass windows». До XX века витражи в России называли, «транспарантной живописью», затем «узорное стекло» и только в начале XX столетия появилось и укрепилось в русском языке, привычное нам, слово «витраж».
В XIX веке витражное ремесло не было известно русским мастерам, поэтому «стеклянные картины», привозили из-за границы. Стекольные производства пытались овладеть этой техникой декоративно-прикладного искусства, но долгое время из этого ничего не получалось. Были даже попытки имитировать настоящие витражи, наклеивая на стекло бумагу, расписанную красками.
Первый грандиозный витраж в храмовой архитектуре появился в Петербурге в 1847 году, он украсил большое алтарное окно в Исаакиевском соборе. Он был заказан и привезен из Германии. Позднее витражи стали появляться и в других русских церквях. В ХХ веке, украшение окон цветными, расписными стеклами приобрело массовый характер. Из соборов и дворцов витражи распространились и в частные дома. Особенно популярны были витражи в Санкт-Петербурге, откуда они и получили, по инициативе Николая I свое первоначальное развитие. В тогдашней столице стеклянные узоры стали появляться в театрах, ресторанах, магазинах и даже в парадных. Это уже небыли неуверенные попытки подражать европейским средневековым витражам, это были высокохудожественные, мастерски выполненные произведения витражного искусства эпохи модерна.
За время коммунистического строя, многое было утрачено. Сегодня в России можно наблюдать вновь возрождающуюся моду на витражи. В крупных городах число мастерских, работающих с художественным стеклом, постоянно растет, пропорционально спросу. Помимо классической витражной техники, появились новые направления, такие как фьюзинг, пескоструйная техника, техника имитации с использованием цветных пленок и лаков. Витражи, как произведения декоративно-прикладного искусства, остаются неизменно актуальными в современных интерьерах частных, общественных и административных зданий в России и за рубежом.
27.09.2012