архитектура и строительство

Интерьер и предметы внутреннего убранства

Интерьеры сооружений XV века в жилых зданиях сохранились в отдельных редких случаях. Внутренняя структура жилых и дворцовых сооружений эпохи Возрождения отличалась четкостью и простотой расположения помещений. В Италии XV века парадные и жилые комнаты имели прямоугольную в плане форму и располагались цепочкой вдоль основных фасадов. Этот же прием перешел и в следующее столетие. Помещения в нижних этажах и в больших залах перекрывались чаще сомкнутыми монастырскими сводами, иногда с распалубками. Своды использовались и в некоторых парадных помещениях вышележащих этажей, где они в период высокого Возрождения иногда покрывались росписями.

В ранний период в дворцовых и жилых зданиях во вторых и третьих этажах, как правило, делались деревянные подшивные потолки, выявлявшие форму балок или обрабатывавшиеся мотивом кессонов. В парадных помещениях общественных зданий потолки иногда имели обработку из гипса с включением орнамента (палаццо Веккио во Флоренции).

Стены чаще всего имели внизу высокую - обычно дубовую филенчатую панель, выше по оштукатуренной поверхности производилась окраска, в парадных помещениях - фресковые росписи, в отдельных случаях сюжетно-тематические или орнаментальные с использованием растительных мотивов. Распространены были и тканые ковры-шпалеры, которые навешивали на стены. Они содержали сюжетные композиции с орнаментальным обрамлением, включавшим подчас отлично нарисованные эмблематические и геральдические мотивы.

В обработку верхней части стен нередко вводился характерный для раннего итальянского Возрождения мотив аркады на колонках или антаблемент с лепным фризом.

Обращалось особое внимание на обрамление дверей, которые оформлялись в парадных комнатах наличниками и завершались пучковыми или треугольными фронтончиками. В ранний период, в XV веке, последние делались повышенных очертаний, они окаймлялись криволинейной тягой, в тимпане помещалась рельефная композиция или очень типичный для этого времени мотив раковины. По углам фронтончика и в верхней его точке вводились акротерии в виде пальметт. Характерным элементом комнат и зал был камин с "шатровым" увенчанием.

В жилых комнатах, в частности спальных помещениях, акцент иногда переносился на драпировки, мебель при этом отступала на второй план. Этот тип убранства преобладал в княжеских апартаментах на протяжении всего XV века. Например, известно, что в 1460-1470-х годах в Пьемонте Иоланта Французская спала в комнате, обтянутой сине-зеленым бархатом, усеянным золотыми лилиями. Изображения драпировок часто встречаются на миниатюрах, воспроизводящих интерьеры той поры.

Из числа дошедших до нас интерьеров XV века, в которых частично сохранилась меблировка той эпохи, следует назвать зал дельи Анжели в палаццо Дукале в Урбино и ряд помещений во флорентийском палаццо Даванцатти, в том числе столовую, спальню и другие.

Достаточно ясное представление о характере внутренних отделок раннего периода можно получить, знакомясь с архитектурными стаффажами произведений живописи. Иллюстрацией может служить, в частности. картина Витторио Карпаччо "Сон св. Урсулы", находящаяся в Венецианской Академии.

Итальянская мебель первой половины XV века еще сохраняла связь с готической, позже эта связь исчезает. По сравнению со средневековьем мебель становится более разнообразной по типам. В основном она расставлялась вдоль стен. Выделялся лишь центрально поставленный стол и в спальных помещениях кровать, которая ставилась, как правило, перпендикулярно стене (впрочем, иногда она помещалась в нише стены). Едва ли не главным элементом мебельного убранства были сундуки - кассоны (как в готическое время). Значение их повышалось вследствие того, что во вновь создаваемом семейном жилище в этих сундуках содержалось приданое невесты. Форма такого сундука чрезвычайно проста: это призматический глухой деревянный ящик с плинтом, без ножек или с очень низкими ножками. Его стенки обрабатывались неглубоким скульптурным рельефом, внутренняя же поверхность крышки подчас покрывалась живописью. Во второй половине века разработка поверхностей сундука приобретает черты архитектурной ордерности - плинт превращается в ступенчатый цоколь, появляются пилястры или кронштейны, завершающая горизонтальная тяга трактуется как антаблемент. Иногда стенки приобретают изогнутые очертания, а крышка становится рельефной и более сложной по форме. Ножки превращаются в львиные лапы. Профили вырабатываются на основе античных обломов. Вообще профилировка во всех мебельных изделиях приобретает особое значение и черты совершенства. Рельефы покрываются позолотой. Появляется живопись, изображающая куртуазные сцены и виды городов. В конце XV века вместо резьбы вводится интарсия. Наряду с кассонами создаются пристенные скамьи с высокой, украшенной пилястрами спинкой. Фактически эти скамьи представляют собой в основе те же сундуки - под сиденьем у них находилось место для вещей. Характерны складные стулья со спинкой (курульные кресла). Среди столов особенно распространен был тип с двумя массивными опорами, соединенными перекладиной.

В конце XIV века формируется окончательно тип двухъярусного шкафа с двойными филенчатыми дверцами. В его "фасадной" обработке использовались обычно пилястры и кронштейны. Такой шкаф возник из системы сундука-кассона. По существу он состоит из двух больших ларей, поставленных друг на друга.

Существенную роль в убранстве интерьера играла кровать - без балдахина, с четырьмя высокими резными угловыми столбиками или без них, но с двумя спинками, в изголовье и в "ногах". Часто встречается и другой тип кровати - с легким балдахином, поддерживаемым четырьмя тонкими резными стойками и задергивающимися занавесками. И в случае с балдахином, и без него в основании кровати всегда почти делался широкий цоколь, использовавшийся и как прикроватная скамья. Основной материал, из которого изготовлялась мебель,- темный орех. Типичную для XV века мебель можно увидеть в интерьерах названного палаццо Даванцатти. Полы покрывались плитками с геометрическим повторяющимся орнаментальным рисунком, подчас они имели простую шахматную разбивку.

Мелкие предметы убранства - бытовые и декоративные - в интерьерах немногочисленны. В основном это были светильники, подсвечники-обычно медные или фаянсовые (майоликовые) вазы, в которых высаживались растения, помещавшиеся на окнах. Декоративные тарелки и блюда часто выставлялись на полках.

В стенах делались архитектурно обработанные ниши для рельефных или объемных скульптурных изображений богоматери и святых. Эти ниши часто имели закрывающиеся створки.

Орнамент на рубеже готики и Возрождения решительно меняется. Готические мотивы встречаются все реже, а затем и совсем исчезают. XV век - время все более возрастающего увлечения античным орнаментом. Церковные кафедры, капеллы, плафоны зал и комнат, мебель - все покрывается мелкомасштабным, точно выработанным в рисунке и в своих формах орнаментом. Художники как бы соревнуются между собой в знании различных орнаментальных мотивов и в умении их разнообразно применять.

Наряду с ранее используемым мотивом виноградной лозы применяются ионики, бусы, меандр, киматий, плетенка, чешуя, ложки, лента, акантовый лист. Особое значение приобретает акант, широко используется также мотив раковины. В орнамент часто вплетаются изображения человеческих фигур, фантастических животных, птиц, плодов и цветов.

Наиболее сложные и свободные орнаментальные сплетения наблюдаются в декоративных тканях XV века. Эти орнаментальные мотивы применялись и на фасадах зданий. Композиции, составленные из них, покрывали обычно в виде цепочек поверхности пилястр и ордерных лопаток.

Развитие искусства итальянского интерьера XVI столетия шло в сторону большей сдержанности и "классицистичности" всех элементов, их формирующих. Постепенно уменьшается значение орнамента, он ограничивается обработкой деталей потолков, фризами в соответствующих частях ордерных построений. Сравнительно большую роль сохраняет орнамент в художественном оформлении мебели. На формы мебели, как и на архитектуру, особенно сильное влияние оказывают найденные в этот период в Италии, в частности в Риме, подлинные памятники античной эпохи.

С начала XVI века еще большее значение, чем ранее, приобретает плафонная и настенная живопись, получившая особое развитие в результате деятельности Рафаэля и его школы. Высокохудожественные образцы находятся в Ватикане. Прославленные сюжетные композиции ватиканских "Станцев" Рафаэля - одно из высших достижений монументальной живописи эпохи Ренессанса. Но помимо них в том же Ватикане Рафаэль создает орнаментальные росписи Лоджий, копии которых, нанесенные на холст, находятся в специально построенной галерее Государственного Эрмитажа.

В начале XVI века были раскопаны помещения "Золотого дома" Нерона в Риме с их изысканными и тонкими орнаментальными композициями. Мелкие и причудливые сплетения различных мотивов, в том числе побегов аканта. небольших фигурок, элементов архитектурного порядка с этого времени получили наименование "гротесков" (от слова "грот"; раскрытые археологами помещения античного сооружения напоминали гроты). Инициатором использования в современных ему росписях гротесковых мотивов явился Рафаэль, создавший свои ватиканские фрески. Пример Рафаэля оказался заразительным, и с этого времени - с 1519 года - гротесковые росписи приобрели широчайшее распространение в Италии и в других странах. Росписи ватиканских Лоджий являются примером той системы организации живописных орнаментальных композиций, которая с этого времени стала всеобщей. Определяющим принципом явилось строгое подчинение их архитектурной организации интерьера, четкая структурность отдельных элементов. Все звенья потолка расчленены на небольшие поля, каждое из которых решается или как сюжетная картинка, или же разрабатывается орнаментально. Подобно этому оформляются и стены, декорируемые пилястрами. Поверхности последних и смежные участки украшаются цепочными канделяберными композициями. Ведущая роль принадлежит извивам аканта, дополняемым изображениями цветов, животных, различных растений и другими темами; здесь же - вазы с цветами, растения, перевитые лентами. птицы, маскароны, небольшие вставки с рельефами. Легкий светлый фон, чистые, живые краски. Мотивы гротеска использовались и в прикладном искусстве - майолике, металле, дереве, шпалерах.

Полы в зданиях XVI века продолжали настилаться из каменных плиток и фаянсовых изразцов, применялись и мраморные мозаики. В "это время появляются новые предметы в мебели - конторки, соединенные со шкафом (бюро), поставцы, мягкие кресла, разнообразятся формы стульев. Особенно характерны кресла с резными локотниками, обитые бархатом или кожей. Часто ножки столов и стульев заменяются двумя резными досками, соединяемыми связью - перемычкой. В мебели ведущая роль по-прежнему сохраняется за архитектурными мотивами - вводятся пилястры, антаблементы, кронштейны, фронтоны и соединенные с ними скульптурные темы - атланты, кариатиды, гермы, львиные маски и лапы, дельфины, картуши, розетки и другие. Широко применяются барельефы. Многое в богатой и насыщенной декорировке мебели напоминает отделку античных саркофагов. Использовались позолота, цветные фоны.

Повышенной декоративностью отличалась мебель Венеции и Северной Италии, как известно, склонных и в архитектурных формах к декоративности. Здесь использовались, в частности, геометрическая инкрустация из слоновой кости, интарсия из черного и светлого дерева.

В целом в прикладном искусстве Италии конца XVI века, в том числе и мебели, в соответствии с общим развитием архитектуры, отмечается усиление тенденций, в дальнейшем приведших к формированию стиля барокко.

Жилой интерьер Франции первой трети XVI века, так же как и архитектура, может быть охарактеризован стилистически как раннее Возрождение. В области прикладного искусства, в частности мебели, его принято называть "стилем Франциска I". Французский ранний ренессанс в области интерьера во многом сходен с соответствующим периодом итальянского: перекрытия с большими, тяжелыми, темными дубовыми балками, открытыми в сторону внутреннего пространства и часто декорированные орнаментальной росписью, дубовые высокие панели с филенками, гладкие стены над панелями, покрытые орнаментальными расписными "обоями" или тисненой кожей, а в парадных больших помещениях - шпалерами.

Большие камины размещались на оси помещения. Они имели призматическую форму и достигали потолка. Верхняя часть камина над топкой декорировалась тягами, иногда колонками, в центре помещался герб владельцев сооружения в виде картуши или же реже картина, обрамлением которых служила лепка или роспись орнаментального характера. Достаточно ясное представление о них дает, в частности, интерьер зала в замке Гулен , относящийся к концу XV - началу XVI века.

Интерьеры раннего Возрождения - стиля Франциска I - характеризовались большой умеренностью и даже некоторой суровостью.

Мебель раннего периода, так же как и все прикладное искусство, формировалась под сильным воздействием итальянских образцов, многие из которых были привезены во Францию. Кроме того, в стране в это время работало значительное число итальянских мастеров-ремесленников. Однако новые веяния распространялись преимущественно лишь в центре страны, в парижском районе.

Важную роль играют большие и тяжелые двухъярусные шкафы, поверхности которых обработаны сильно выраженным, насыщенным рельефом со скульптурными резными кариатидами, гермами и орнаментальными композициями на дверцах. Столы создаются тех же типов, что и ранее, с резными боковыми опорными стенками и подстольями. Не меняют своей структуры и кресла - жесткие, с высокими спинками и мягкие с бархатной или кожаной обивкой и резными подлокотниками. Кровати имели балдахины, чаще - с деревянной "архитектурной" основой. Балдахин поддерживался обычно резными "канделяберной" формы стойками, являвшимися продолжением ножек кровати.

Изделия прикладного искусства, оформлявшие интерьеры, в основном остаются теми же, что и в первой половине века, но в самих изделиях (майолика, фаянс, металл и другие) еще сильнее проявляются орнаментальные и изобразительные мотивы, в той или иной мере связанные с античностью и так называемым гротескным (арабесковым) орнаментом итальянского типа.

О внутреннем убранстве английских сооружений и прежде всего замков дает представление холл упомянутого выше замка Уоллатон - обширное просторное помещение с высокими панелями в нижней части стен. Вход, согласно традиции, оформлен в виде тамбура, над которым - галерея для оркестрантов (в холлах еще в средние века устраивались пиры, во время которых играла музыка). Типичны также галереи замка Хардвик-холл в Дербишайре, в частности Портретная с огромным камином, особенно характерным для английских построек, и плоским потолком, покрытым орнаментом из переплетающихся хрящевидных тяг. Сложность орнаментальных композиций на потолках порождена, очевидно, особыми структурами английских готических веерных и звездчатых сводов.

На характер английского интерьера второй половины XVII-XVIII веков оказало определяющее влияние творчество И. Джонса. Интерьеры Виллы королевы, например, чрезвычайно сдержанны и строятся на использовании немногочисленных, отлично нарисованных, архитектурных лепных орнаментально-скульптурных деталей - кессонов на плафонах, наличников дверей, обрамлений ниш, перил лестниц и т. п. Эти детали своей пластикой контрастируют с большими и спокойными, чистыми плоскостями стен.


Ремонт отверстий и проушин. Восстановление отверстий в узлах спецтехники.Работы по восстановлению изношенных отверстий в узлах спецтехники осуществляются, преимущественно,...
Интерьер однокомнатной квартирыК сожалению, для нас все еще насущна проблема многих малометражных...
Классы качества противопожарных дверейПротивопожарные двери принято делить на определенные классы, благодаря которым подобные...
Приобретение недвижимости в ТаиландеПокупка недвижимости и земли в европейских странах давно стала обыденным...
Характеристики и применение алюминиевых и медных прутковОтдельный сегмент металлопроката - это производство прутков из алюминия и...