Министр строительной отрасли Михаил Мень в беседе РБК на ПМЭФ поведал О программе реновации, расселении аварийного жилья И про То, как снабдить транспарентность строительной промышленности
О реновации
- Уже Не один месяц обсуждается Программа реновации. Вы как курирующее федеральное министерство Насколько довольны процессом?
- Очень важное, Что по итогам первого чтения, которое прошло в государственной думе, Уже Сегодня идет согласительная процедура по подготовке изменений к данному закону. 6 июня будут большие парламентские слушания, на которых Будет подведен некоторый итог этой согласительной работы. После чего Уже можно говорить, какую форму Будет обретать этот проект закона.
- Много изменений?
- Достаточно Много. У людей вызывало беспокойство, куда Они переедут И Т. Д. Все Это регламентируется. Также смотрели внимательно на определенные вещи, связанные С ипотекой. Для нас весьма важно, как Будет развиваться реновация среди ипотечников. Мы обращались С просьбой, чтобы эти вещи учитывались.
- в последние несколько месяцев звучала идея, Что Программа реновации столицы России возможно расширена на всю страну. Есть ли такие идеи?
- Дело в том, Что в столице России Программа реновации Будет делаться бюджетными средствами, Но И С привлечением негосударственного капитала. Это Может быть Только из-за тому, Что там Будет И социальная составляющая по переселению людей в лучшие жилищные правила, И рыночная составляющая. Такое Может быть Только в столице России, возможно, еще в двух-трех крупных городах в нашей стране. Я Не представляю, как Это под кальку Может " лезть " на другие субъекты рф.
Мы посмотрим, как Это Будет реализовываться. Может, Какие-То элементы по техническому регулированию, Может, Что-То И почерпнем со временем. Но под кальку точно ничего браться Не станет.
об аварийном жилье
- Каким образом Будет в регионах решаться вопрос аварийного жилья?
- Сегодня трудится Программа по расселению аварийного жилья, которое признано таким на 1 января 2012 г.. Она реализуется неплохо; само собой, Есть лидеры И Есть регионы отстающие. Программа должна завершиться до окончания текущего года. Но решением президента сдвинута работа Фонда помощи реформе ЖКХ еще на год. И Если кто-То из областей Не справится со своими обязательствами, которые брали на собственные плечи руководители областей, То у них Будет возможность доделывать эту работу. Но С обратной стороны, ответственность тоже Будет Достаточно серьезной.
Теперь То, Что касается дальнейшей судьбы расселения аварийного жилья. Руководитель поставил Нам задачу как раз до окончания 2018 года выйти совместно С народными избранниками государственной думы, членами Совета Федерации И экспертным сообществом на некоторые решения по принятию безостановочно действующих механизмов Для расселения аварийного жилья. И Мы Сегодня над этим работаем.
- А Есть Какие-То Предварительные наработки по этой теме?
- Предварительные наработки, само собой, [Есть], Но О них Не хочется говорить, Потому Что граждане имеют возможность подумать, ведь Это Уже принятые решения. Покуда конкретики никакой нет. Но могу сказать, Что по максимуму, И рыночные механизмы А так же среди них, Мы будем в этот процесс задействовать. Во всяком случае, в крупных городах, где земля под этим аварийным зданием Может представлять какую-То ценность. Большая, весьма сложная работа, которой Мы в настоящее время занимаемся, - Это некий мозговой штурм, Для того чтобы выйти на безостановочно действующий механизм. Потому Что Сегодня этот объем - более одиннадцать млн кв. М жилья, которые Мы расселяем. Мы Сегодня вышли на цифры, расселяем по 3 млн кв. М в год. В настоящее время эти темпы неплохие, Но Это при прямом софинансировании программы из бюджета. Нам надо находить свежие механизмы. Я напомню, Что Фонд помощи ЖКХ был создан из средств организации ЮКОС. И за счет этого расселяли аварийные дома. Мы приняли реальные задания от президента И найдем решение.
О прозрачности строительной промышленности
- Насколько прозрачна строительная отрасль? Какие инструменты имеют возможность увеличить транспарентность?
-? Мы в настоящее время работаем над весьма серьезной государственной информационной системой - ГИС " Ценообразование ". Сегодня, чтобы было понятно, существует два метода ценообразования в возведении. Это индексно-базисный метод, То Есть когда берется база И от нее надлежащие индексы. И Есть современный, более продвинутый Ресурсный метод, когда определяется Цена ресурсов.
Сегодня Мы Не останавливаем покуда трудиться по принципам индексно-базисного метода, который хорош в момент стабильной экономики И малой инфляции. В советские годы Система эта работала весьма неплохо, Но тогда вообще была другая Система ценообразования. Ресурсный метод, к которому Мы создадим предпосылки, создав эту государственно-информационную систему, оценивает И ежеквартально мониторит Цена всех строительных ресурсов. Это И строительные материалы, Это И заработная плата в промышленности, сервис машиномеханизмов И плюс логистика. С сентября эта схема заработает. Ей смогут пользоваться Не Только участники бюджетного процесса, Но И Все граждане, которые хотят Что-либо построить. Система Будет в открытом доступе в сети интернет. Это И в правду полезная вещь Для всех, И Она сделает Ценообразование прозрачным, Но оно в итоге Будет приблизительное. Не нужно забывать, ведь Это стартовая цифра Для предоставления возможности аукциона. После аукциона там Уже будущие подрядчики, Они Уже будут принимать решение, идти на уменьшение или нет. Но рынок Уже Будет корректировать Не от " палец-пол-потолок ", А от нормальной более или Не более стартовой стоимости.
- А от ФАС нет вопросов, Потому Что по факту Вы начинаете определять цену на целый рынок?
- само собой, Мы Это обсуждали С нашими коллегами из ФАС. Они приветствуют И поддерживают разработку такой ГИС. Мы ничего, То Есть говоря, Не монополизируем, Мы Просто собираем данные О производителях в единую базу, из которой Будет всем понятно И Ясно, сколько стоит Тот или другой ресурс в конкретном регионе.
- А кто занимается созданием технической базы?
- Главгосэкспертиза. Это главный наш подведомственный институт, где профессиональные специалисты. По этой причине тут Все в одном мощном подвиде сосредоточено. Я думаю, Что в сентябре Мы сможем презентовать эту ГИС.
- Бизнес как на Это реагирует?
-?? подавляющее число еще даже Не поняли, Что Мы делаем. Только в настоящее время начинают понимать, Что Будет происходить И как надо Будет готовиться к тендерным процедурам. Но в реальности серьезные сметчики, Они Все понимают, И в общем-То Все понимают, Что Мы движемся в правильном направлении. И метод оценки стоимости ресурсов, он более верный.
- Крупные игроки согласны на ту оценку, Что Вы приводите?
- Любой человек Будет иметь возможность С минимальными знаниями быть немного сметчиком. Это Для строительного бизнеса сложно, Но надо привыкать жить в хороших условиях. Не пытаться обмануть, А пытаться заработать. В принципе, маржинальность в строительном бизнесе хорошая.
- То Есть Вы заявили в настоящее время, Что маржинальность в строительном бизнесе завышенная?
- в некоторых случаях, само собой. Есть индексно-базисный метод, И он бывает необъективен как в одну, так И в другую сторону. Потому Что Если на рынке произошел скачок по какому-То отдельному материалу - к примеру, в один период был скачок по арматуре, А индексно-базисный метод он считал ровно, - То у строителей была проблема в другую сторону: у них была заниженная смета, И у них Не было основания ее поднимать.
О комфортной среде
- Есть еще одна популярная тема - комфортная среда. Что делается в этом направлении в настоящее время, как-То законодательно эти нормы будут учитываться? Потому Что Много сомнений, опять же, С той же программой реновации. Будет ли в законе закреплено, Что Такое комфортная среда?
- Во-первых, Все Это регулируется сводами правил. За 3, 5 года, Что трудится Минстрой, Мы Уже приняли около 200 сводов правил. 16 из этих 200 сводов правил посвящены, кстати, доступной среде. То Есть среде Для людей С ограниченными физическими способностями. Сегодня эти 16 сводов правил обязаны к применению строительства любого здания И сооружения. То, Что касается нашей программы доступной городской среды, тут тоже несомненно задействовать эти условия.
кроме этого Мы еще С министром труда Максимом Топилиным подписали совместное письмо, разослали каждому губернатору, чтобы при подготовке схем по благоустройству дворовых территорий - А у нас из всех средств, которые выделены на этот приоритетный проект, 42 млрд руб., - у нас схема должна быть несомненно С учетом этих требований. Главное отличие этой программы от всех иных - Что в ней главные действующие лица Это граждане. Мы пришли к единому мнению про То, Что без людей Не станет делаться ничего. Если двор желает попасть в эту программу, Это означает граждане обязаны собраться И прийти к общему мнению, Что схема вот такая (столько-То лавочек, парковок). Просто, Если этим стартует заниматься заместитель руководителя муниципального образования, ничего хорошего Не станет, Мы Только сделаем хуже. Но Если граждане Не собрались, То двор Не попадет в эту программу.
Очень важное, чтобы граждане заявили: этот объект благоустройства важен, А вот этот давайте Во 2-ю очередь. Потому Что, опять же, глава муниципалитета И хороший человек, Но у него возможно собственный вкус И взгляд, он захочет фонтан поставить, А граждане Для себя хотят набережную отремонтировать.
Мы взяли, само собой, И интернациональный опыт, Но И у нас тоже Есть регионы. Тот же Татарстан. И в Башкирии, И в столичной области Уже вот эта обратная связь опробовалась. И Мы написали свои методические советы И направили их в регионы.
Авторы: Ирина Парфентьева, Кирилл Токарев / РБК
Фото: Олег Яковлев / РБК